Logo

Дагестанский

Центр

Сертификации

Сертификат OHSAS 18001 | Дагестанский центр сертификации - сертификация продукции и услуг
Назад

Сертификат OHSAS 18001


История появления сертификата OHSAS 18001

Впервые указанные требования были разработаны в 1999 году межнациональной группой. В качестве основы разработчики использовали британский стандарт BS 8800, а созданному документу присвоили название «спецификация» и зарегистрировали его под  номером OHSAS 18001:1999. регламент применения нового документа появился следом, под № OHSAS          18002:1999.

Первой попыткой регламентировать в нашей стране требования по вопросам менеджмента безопасности и здоровья персонала впервые были предприняты в стандарте ГОСТ 12.0.006-2002, текст которого был утверждён 29.05.02 Госстандартом РФ (постановление за № 221-ст). Указанный документ 01.07.09 был отменён (основание: приказ № 169-ст, изданный Ростехрегулирования 10.07.07).

Работа над нормативами продолжалась. И к лету 2007 появился переработанный документ, уже в статусе международного стандарта, который утверждён  ISO, OHSAS 18001:2007. Новая версия более адаптирована к иным системам менеджмента, таким как ISO 9001 и ISO 14001. Это даёт возможность значительно сократить финансовые и временные затраты на осуществление разработки и поддержания функционирующей в организации управленческой системы.

Заложенный в стандарт OHSAS 18001:2007 системный подход, на основании которого решаются вопросы безопасности, даёт возможность существенно сократить производственные риски. В нашей стране документом, аналогичным сертификату OHSAS 18001, является ГОСТ 12.0.230-2007, текст которого гармонизирован с данным международным сертификатом. Отечественный стандарт разрабатывался с учётом действующих в России нормативных актов, в частности, ГОСТ 1.2-97 и ГОСТ 1.0-92, а также последних изменений в международный стандарт.

Первоначально данному ГОСТ был присвоен статус межгосударственного (протокол № 28 Евразийского совета по вопросам СМС, опубликованный 23.03.07).  После принятия этого решения приказом за № 169-ст, изданным ФАТРиМ 10.07.07, указанный стандарт был введён в качестве национального, начиная с 01.07.09. Текст российского стандарта полностью совпадает с текстом документа за № ILO/OSH 2001, который был принят МОТ.

Пункт третий приказа № 169-ст, изданного ФАТРиМ, подчёркивает, что разделы III и IV нового стандарта выполняются в части, не противоречащей ТК РФ, который был введён в действие законом за № 197-ФЗ. Данный закон был принят 30.12.01, серьёзно редактировался 22.11.11. Последние изменения в текст были внесены 15.12.11.

Что дает наличие сертификата OHSAS 18001

Тот факт, что организация имеет сертификат серии OHSAS 18001, является юридическим подтверждением того факта, что в ней, в отличии от иных, в полном объёме налажены:

  1. регулярный менеджмент;
  2. детальное распределение между сотрудниками организации ответственности, полномочий и обязанностей;
  3. серьёзное уменьшение количества аварий, и, как следствие этого, затрат на ликвидацию их последствий;
  4. уменьшение выплат штрафов за счёт минимизации рисков возникновения несчастных случаев на производстве;
  5. рост, причём, достаточно существенный, корпоративной лояльности работников предприятия, вытекающий из всего вышеперечисленного ;
  6. выполнение требований по указанным вопросам, содержащихся в действующем законодательстве;
  7. ощутимое повышение рыночной стоимости организации;
  8. предоставление преимущественных прав при участии в тендерах и при заключении договоров подряда и субподряда;
  9. существенное повышение инвестиционной привлекательности и репутации в деловых кругах.

Тот факт, что ГОСТ 12.0.230-2007 был принят в качестве национального стандарта, фактически означал, что Россия ввела на своей территории требования международного законодательства, предъявляемые к системе менеджмента по обеспечению охраны здоровья работников предприятия и безопасности их труда.  Вышеназванный стандарт применим без ограничений фактически для любой организации (предприятия, учреждения) и для любой отрасли.

Главная цель разработки и принятия данного стандарта сформулирована в его первом разделе. Это обеспечение защиты сотрудников от несчастных случаев, заболеваний, которые относятся к профессиональным, а также производственных факторов, оказывающих негативное влияние на персонал (опасное и вредное).

Дополнительные нормативные документы

Успешное получение сертификата OHSAS 18001 невозможно без дополнительного учёта положений следующих документов, которыми регламентируются вопросы организации на предприятии СМ охраны труда и управления рисками:

  1. OHSAS 18002:2008;
  2. стандартов (ГОСТ):
    1. 12.0.009-2009. Указанный документ ориентирован на малые предприятия и вводит в РФ систему стандартов, которыми регламентируются вопросы управления безопасностью производства (труда);
    2. 12.0.004-2009. Рекомендации по организации учебного процесса по вопросам, связанным с охраной труда;
    3. 12.0.007-2009. По содержанию аналогичен стандарту 2а, но ориентирован на остальные предприятия;
    4. 12.0.001-82. Изложены действующие на сегодняшний день стандарты, регламентирующие вопросы внедрения системы безопасности на производстве;
    5. 12.0.008-2009. Указанным стандартом регламентируются процедуры проведения аудита качества и полноты организации и выполнения мероприятий по охране труда;
    6. 12.0.002-80. Этим стандартом вводятся основные термины и определения;
    7. 12.0.005-84. Стандарт посвящён вопросам метрологического обеспечения мероприятий, направленных на достижение и поддержание безопасности на производстве;
    8. 12.0.003-74. Вводится классификация производственных факторов, которые законодательно отнесены к опасным и вредным.

Работы по сертификации СМ с последующим оформлением по их результатам сертификата OHSAS 18001 условно делится на 4 этапа:

  1. подготовка организации к аудиту (предварительный аудит). Этот этап включает проверку фактического состояния дел по выполнению на предприятии – заказчике аудита требований законодательных, правовых и нормативных актов по указанному вопросу и последующего анализа собранных материалов. Работы выполняются в два этапа:
    1. на первом проверяется имеющаяся документация (руководство по качеству, действующее на предприятии, а также инструкции, как методологические, так и рабочие);
    2. проведение собственно предварительных проверок организации.

Проверки имеют своей главной целью выявление имеющихся недоработок в действующей документации и их устранение с учётом рекомендаций, выработанных аудиторами. На этом этапе объёмы проводимых проверок предварительно согласуются с заказчиком.

По полученным результатам выносится решение о возможности (или нецелесообразности на данное время) проведения аудита на данном предприятии.

Законодательно предусмотрено, что вышеперечисленные проверки не заменяют аудита первой ступени.

  1. второй этап условно именуется «аудит первой ступени». Осуществляется проверка наличия и последующий анализ имеющейся документации системы менеджмента. Более конкретно:
    1. проверяется весь комплект документов системы менеджмента;
    2. проводится оценка местоположения предприятия и специфики его работы;
    3. собеседования с топ-менеджерами организации. Оно необходимо для того, чтобы определить, насколько заказчик понимает суть требований вводимого ГОСТ.

На данном этапе аудитором собирается максимально возможное количество информации по вопросам, касающимся местоположения организации, происходящих в ней процессах, области применения. Кроме этого проводится анализ выполнения в организации требований действующих законодательных и нормативных актов. Уточняется, когда на предприятии последний раз проводились внутренние проверки, каким образом руководство организации анализировало их результаты, какие выводы и практические шаги были предприняты по результатам данного анализа. Оценивается степень готовности действующей  в организации СМ к проведению аудита следующей, второй, ступени. Аудит первой ступени проходит в организации непосредственно.

По результатам второго этапа работы аудиторами оформляется «Отчёт», в котором даётся оценка имеющейся в организации документации СМ, который передаётся заказчику. Последний устраняет все отклонения и недоработки, о чём информирует аудиторов. После этого начинается третий этап работы.

  1. так называемый «аудит 2 ступени». До начала третьего этапа разрабатывается согласованный с заказчиком план проверок. После чего аудиторы приступают к его реализации. На данном этапе проводится анализ фактической эффективности СМ, действующей в организации. Основной материал для этого – протокол аудита. Аудиторами, параллельно с организацией процесса управления, проверяется наличие претензий к действующей системе менеджмента.

В ходе третьего этапа проверяемая организация должна продемонстрировать практическое выполнение мероприятий, осуществление которых предусмотрено документально. Результаты проведённых проверок доводятся до заказчика и документируются в отчёте о проведённом аудите. Там же фиксируются все замечания и выявленные отклонения. В зависимости от их количества и степени важности принимается решение либо о необходимости предоставления дополнительных документов, либо о повторной проверке. В последнем случае с заказчиком согласуются их сроки и объёмы.

4. оформление и выдача сертификата соответствия по форме OHSAS 18001 на систему менеджмента, действующую на предприятии. Этот этап реализуется только в случае положительных результатов прошедшего аудита и только после того, как все выявленные замечания и отклонения будут полностью устранены. Срок действия выданного сертификата OHSAS 18001 составляет три года.

ВАЖНО! Международным и российским законодательством определено, что сертификацию СМ на предприятии имеет право проводить только организация, не участвовавшая до этого во внедрении на сертифицируемом предприятии систем ПБ и МОТ. А это означает, что внедрять СМ должна одна организация, а проводить сертификацию указанной системы – другая! Организации должны иметь разную специализацию. В первом случае это должна быть консультационная, а во втором – сертифицирующая организация. Если указанное требование не будет выполнено, то полученный сертификат отзывается, а организация-нарушитель, проводившая обе процедуры на одном предприятии – дискредитируется и может быть лишена лицензии и аккредитации.